+375 (29) 308-13-81 (WhatsApp, Viber)
К нам часто обращаются клиенты с просьбой защитить бизнес – как вы думаете от кого? От своих же сотрудников.
Да, действительно, ситуации, когда сотрудники «воруют бизнес», к сожалению, не редкость.
Варианты в основном незамысловатые:
Систематизировав информацию и практику юридических лиц по данному вопросу, мы пришли к следующему заключению. Все меры по защите можно условно разделить на две группы: организационно-технические (управленческие) и правовые.
1.1. Внимание при приеме на работу. При приеме сотрудника, например, менеджера, спросите у него о клиентской базе, с которой он готов устроиться к вам на работу. Если он готов предоставить вам базу – с большой долей вероятности ваша база перекочует в последующем к другому нанимателю при увольнении этого сотрудника.
1.2. Деление базы. Не давайте доступ, например, к полной базе клиентов всем сотрудникам. Каждому сотруднику необходимо предоставить доступ только к той части базы клиентов, с которой он работает.
1.3. Мотивация. Лучше, чем изложено в этой цитате, не скажешь:
«В корпорации Virgin мы делаем все возможное, чтобы сотрудники чувствовали, что они работают на себя, это для людей даже важнее, чем получать высокую зарплату».
Ричард Брэнсон (род. в 1950) — британский предприниматель
От себя добавим, что грамотно разработанное и неуклонно соблюдающееся положение о премировании – лучшая мотивация. Проверено в своей компании.
1.4. Двойные стандарты. Куда же без них даже в бизнесе. Проверяйте своих менеджеров на предмет продаж только вашего ассортимента товаров. Сделайте контрольный звонок менеджеру и спросите, например, что он может предложить кроме ассортимента, указанного на вашем сайте.
1.5. Контроль управленческих процессов. Это значит не замыкать все важные переговоры на конкретном менеджере. Да, невозможно все переговоры замкнуть на руководящем звене компании, но важных для компании клиентов мы бы рекомендовали взять руководителю на себя.
Либо, как вариант, периодически связываться с клиентами просто с целью поинтересоваться, например, о наличии каких-либо проблем при работе с вашей компанией. Таким образом мы ловим «двух зайцев»: во-первых, клиенту приятно, что с ним общаются на уровне руководства и беспокоятся о качестве работы, во-вторых, клиент психологически начинает воспринимать, что он работает именно с компанией «А», а не с менеджером Петей.
1.6. В здоровом теле – здоровый дух. Психологическая атмосфера в коллективе или «комфортность рабочего места» — один из важнейших моментов защиты бизнеса. Например, по проведенным опросам подавляющее число респондентов-работников поставили этот момент на первое место. Повторимся – не зарплату и премии (эти пункты в опросе были), а именно психологическую атмосферу в коллективе.
2.1. Блок правовых документов, регламентирующих работу с коммерческой тайной в компании и запрещающих недобросовестную конкуренцию.
Хорошо разработанный блок документов по коммерческой тайне, которые включают в себя в том числе обязательство работника не только не разглашать коммерческую тайну, но и не заниматься в период работы аналогичной деятельностью, в том числе в качестве ИП, учредителя другого юр. лица.
Необходимо отметить, что, согласно законодательству, только разработка всего блока документов, предусмотренного Законом Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне», даст возможность защищать вашу коммерческую тайну в суде. Нет этого блока документов – суд откажет в защите.
Разработанный нашей компанией блок документов позволяет не только защитить коммерческую тайну вашей компании, но и юридически оградить себя от конкуренции со стороны своих же работников.
Очевидно, что чисто психологически наличие такого блока документов может остановить большую часть сотрудников, которые, теоретически, могли бы скопировать базу, но, подписав соответствующий документ, например, «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны и запрете на недобросовестную конкуренцию», получив его на руки и детально ознакомившись с ним, побоятся нарушать договоренность, увести клиента или заниматься одновременно с работой аналогичной деятельностью.
Да и административную и уголовную ответственность никто не отменял (подписывая обязательство, работник подтверждает, что ознакомлен с соответствующими уголовными и административными статьями).
2.2. Товарный знак.
Функция товарного знака может состоять не только в защите вашего бренда, под которым вы продаете свой товар или услугу, но и в защите вашего бизнеса. Так, на практике мы сталкивались со случаями, когда сотрудники уходили из компании, регистрировали юр. лицо и продавали аналогичный товар под товарным знаком компании, в которой ранее работали.
А все дело в том, что они прекрасно знали, что компания не имеет регистрации этого товарного знака, а соответственно сделать что-то, кроме угроз на бумаге, не сможет.
Более того, ничего не мешало им первым подать заявку на регистрацию этого товарного знака и уже требовать от своего бывшего нанимателя не использовать им же разработанный и продвинутый товарный знак.
Здесь можно возразить, что это бывает редко. Позволим не согласиться с этим – такое случается сплошь и рядом. Причина, как правило, одна – «вот развернется мой бизнес на полную, вот тогда и товарный знак зарегистрирую». К сожалению, ваш бизнес может не только не развернуться, но и свернуться по той простой причине, что вас знают по вашему товарному знаку – а он уже не ваш и пользоваться им вы не можете.
Наши услуги по регистрации Товарного знака можно получить ТУТ
Указанная стоимость услуг не является фиксированной и устанавливается в зависимости от объема выполнимой работы
18 лет юридической практики у руководителя компании
Юридическое обслуживание на постоянной основе, без приёма юриста в штат
Кадровое обслуживание на постоянной основе, без приёма кадровика в штат
Бухгалетрское обслуживание на постоянной основе, без приёма бухгалтера в штат